Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, обеспечивают преемственность программ и единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации.
Образовательные стандарты и требования
Собственные образовательные программы организации отсутствуют
В Приказе Минпросвещения России №286 от 31.05.2021 г. указано, что ФГОС начального общего образования (НОО) должен обеспечивать:
⮚ государственные гарантии обеспечения получения качественного начального общего образования;
⮚ единство образовательного пространства РФ, единство учебной и воспитательной деятельности, единство обязательных требований к условиям реализации программ НОО и результатам их освоения;
⮚ преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;
⮚ вариативность содержания образовательных программ НОО, в том числе различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
⮚ личностное развитие обучающихся, включая становление их гражданской идентичности;
⮚ физическое воспитание, формирование здорового образа жизни;
⮚ формирование у обучающихся системных знаний о месте РФ в мире, ее исторической роли;
⮚ развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно – технического развития страны и овладение ими в ходе обучения и в повседневной жизни современными технологическими средствами. Также указывается о необходимости формирования у обучающихся культуры пользования информационно – коммуникативными технологиями (ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся;
⮚ освоение обучающимися технологий командной работы;
⮚ возможности получения начального образования на родном языке;
3. Обновлённые ФГОС обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, а также описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников.
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.
Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
В новых документах нет разделения по годам обучения. Только требования к результатам обучения за начальную школу и за 5-9-й классы в разрезе всех изучаемых предметов. Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства, в математике - там упор сделан на решение задач.
В новой версии уточнили требования к результатам обучения.
Уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционных технологий
В новом стандарте определено обучение финансовой грамотности учеников.
Документы
Документы не выбраны